Конспект урока для 8 класса по теме:

«Храмовая архитектура. Знаменитые  храмы России»

Цель: сформировать у учащихся целостные представ­ления об исторических традициях и ценностях художествен­ной культуры Росии.

Задачи:

Образовательная – расширить знания учащихся о православных храмах на Руси, познакомить детей с их особенностями, неповторимым обликом русской храмовой архитектуры.

Воспитательная - формирование духовной культуры как части общей культуры человека; содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся; воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.

Развивающая – развитие психических познавательных процессов (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь); развитие навыка анализа храмовой архитектуры.

Используемая наглядность: компьютерная презентация

Hramovaya_arhitektura.pptx

Домашнее задание (по желанию): Описать любой Мурманский храм по следующему плану: Кому посвящён храм? Из какого материала построен? Какую форму имеет? Количество куполов на храме. Их форма. Изобразить его на рисунке.

 

Ход урока

Все свои помыслы и представления о высшей красоте, любви и добре связывали наши предки с образом храма – воплощение Царства Божия на Земле.

Л.А. Рапацкая

1. Организационный момент.

Приветствие. Организационное слово учителя. Проверка готовности детей к уроку.

2. Посмотрите на тему нашего урока, ещё раз прочтите эпиграф. Итак, мы продолжаем разговор о храмах. Ребята, перед вами иллюстрации различных архитектурных сооружений (мечеть, буддийский храм, православная Церковь). Какое архитектурное сооружение вы бы выделили из предложенных иллюстраций к нашей теме? Каждый храм относится к определённой религии, какая из них повлияла на историю нашей страны, на русский народ, на его представления о мире?

Сейчас трудно представить просторы нашей страны без храмов. В любом современном городе, посёлке или селе есть хотя бы маленький, но свой храм. Эти неповторимые и вместе с тем родные каждому русскому человеку сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России.

Храмы называют по-разному: соборы, церкви, часовни. Этими словами определяются разные виды храмов:

Соборы - это те храмы, где богослужение совершается священниками нескольких храмов.

Часовни - небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря.

Есть кафедральные храмы города, которые имеют особое значение. Там служит правящий архиерей.

Вопрос: Как вы думаете, с какого времени появились храмы на Руси?

Строительство первых храмов началось с приходом на Русь православного христианства.

Со времени Крещения Руси  и принятия Русью Православия, то есть с 988 года начался процесс активного храмового строительства. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Откуда пришла на Русь православная вера? Святой князь Владимир при выборе веры отправил послов  в греческую землю, а точнее в Византию. Послы побывали в Софийском соборе в Константинополе. Богослужение и сам храм произвели на них такое сильно е впечатление, что они не знали, где они находятся, на земле или на небе. Посмотрите на нынешний вид собора. Собор построен в 4 в., но эти четыре башни построены намного позже - в 15 в. Как называются эти башни? Сам храм изначально был православным, но эти более поздние постройки - мусульманские. После завоевания Константинополя мусульманами, храм был превращён в мечеть. Эти постройки - минареты, они нужны, чтобы созывать верующих на молитву. 

Вернёмся к русским храмам.

Вопрос: Откуда приглашались мастера для постройки храмов?

Первые храмы создавали, согласно летописям, приезжие мастера - греки. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая каменная церковь - Десятинная. Жертвовать на храм всегда было доброй православной традицией. В ветхозаветные времена на нужды Иерусалимского храма каждому предписывалось отдавать десятую часть своих доходов. Ввиду особого значения новой церкви князь Владимир также жертвует на постройку храма «десятину». Церковь была разрушена во время взятия Киева монголо-татарами и стояла в руинах до XIX века. Именно по ее образцу возводились на Руси главные храмы городов и монастырей.

Постепенно русские строители овладевали мастерством возведения храмов, они освоили греческий стиль, и вместе с тем дополняли своим собственным опытом, вносили элементы славянского мироощущения. К середине XI века на Руси имелось несколько каменных Софийских соборов. Самые знаменитые - София Новгородская (1045-1052) и София Киевская (1037-1043) - стоят до сего дня и являются самыми достоверными свидетельствами духовных и культурных связей между Византией и Древней Русью в те давние времена. В Киевской Софии до сих пор сохранились прекрасные образцы византийского искусства XI века - мозаичные иконы. 

Наряду со строительством каменных храмов, на Руси с глубокой древности возводились и деревянные храмы.

Вопрос: Как вы думаете, строительство каких храмов требует больших ресурсов и более длительного времени – каменных или деревянных?

Для строительства деревянных церквей были все необходимые условия, так как в наших землях, преимущественно лесных, умели строить из дерева. Поэтому благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Потребность в храмах во время становления и расцвета Православия на Руси была огромной, и намного быстрее и легче было построить деревянный храм, чем каменный. В деревянном зодчестве русские мастера достигли совершенства: строили быстро, красиво, без единого гвоздя, все элементы здания скреплялись только деревом.

Вопрос: Современные мастера освоили и возродили строительство деревянных храмов. В Мурманске возводится деревянный монастырь, в строительстве которого не используются гвозди. О каком монастыре речь? (Подворье Трифонов-Печенгского монастыря на ул. Коминтерна.)

От византийских мастеров Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купольного храма греков: два пересекающихся под прямым углом свода, в плане своды эти образуют крест, над местом пересечения сводов возводится купол.

Давайте представим, что мы стоим в Церкви и смотрим наверх. Залитый светом купол олицетворяет Царство Небесное, и возведение его свидетельствует о возможности общения двух миров – нашего с вами, земного и небесного мира.

Крестово-купольный тип:

 А теперь рассмотрим внешнее разнообразие архитектурных форм храмов.

Задание: Перед вами фотографии храмов:

  1. Церковь Покрова Богородицы на Нерли
  2. Троице-Сергиева Лавра
  3. Софийский собор в Новгороде
  1. Софийский собор в Киеве
  2. Георгиевский собор Юрьева монастыря
  3. Храм Рождества Богородицы в Путинках

Некоторые из них вам уже знакомы. Посмотрите на 3 и 4 фотографию.

Вопросы:   Какое внешнее отличие вы увидели на фотографии?

Обратите внимание, одинаковой ли формы купола на храмах?

Как вы думаете, с чем связано разное количество куполов на храме?

Учащиеся отмечают различное количество куполов на храмах (1, 3, 5, 13).

Количество куполов имеет символический смысл. Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога. Позднее стали воз­водить храмы с несколькими куполами. Три главы символизируют Свя­тую Троицу, пять куполов -Христа и четырёх евангелистов, семь глав - семь священных таинств Церкви, девять ставится по числу ангельских чинов, тринадцать символизируют Христа и двенадцать апостолов. Чис­ло глав могло доходить и до тридцати.

Таким образом, архитекторы совершенствовались в своём мастерстве, и постепенно количество куполов увеличивалось. Так, например, Церковь Преображения Господня Кижского погоста в Карелии имеет 22 главы.

Кижи - остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков.

Церковь Преображения Господня имеет 22 главы, а общее количество глав трёх основных соборов в Кижах составляет 33 и соответствует числу лет земной жизни Иисуса Христа. Все сложные конструкции выполнены топором, без использования гвоздей.

Форма куполов менялась в русском зодчестве. Более древняя - шлемовидная форма купола. Как вы думаете, почему она носит такое название? Древняя Русь довольно часто подвергалась нападениям со стороны различных племён, кочевых народов, с которыми вынуждена была воевать. Поэтому шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богаты­рях - защитниках Отечества. Луковичная форма купола появилась намного позже и символизировала пламя свечи. Такие луковичные главки напоминают огненные языки, устремлённые ввысь, к небесам.

Не менее знаменателен и цвет купола. Золотые купола главных хра­мов, посвященных Христу или православным праздникам, - символ небесной славы. Синие купола со звёздами посвящены Пресвятой Бого­родице и напоминают о рождении Христа от Девы Марии. Зелёные купо­ла посвящались Троице и символизировали цвет Святого Духа. Хра­мы, посвященные святым, увенчаны куполами зелёного или серебряно­го цвета.

Над главами возвышается крест. Это говорит о том, что храм христианский, и в нём прославляется распятый на кресте Христос, Который является Главой Церкви.

Задание: Перед вами иллюстрации храмов. Найдите отличия в архитектуре.

  1. Церковь Покрова на Нерли
  2. Успенская Церковь в Варзуге

Учащиеся отмечают своеобразие куполов этих храмов. Которые представлены в виде 2 архитектурных стилей древней Руси: крестово-купольный и шатровый.

Первый – крестово-купольный тип мы уже рассмотрели раньше. Начиная с XVII века на Руси стали возводить шатровые храмы с восьмигран­ным остроконечным завершением. Шатёр – завершение башен, храмов в виде 4-х и 8-мигранной пирамиды. Сейчас храмы в этом стиле не строятся, отменены при Иване Грозном.

Церковь Покрова на Нерли - памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Всего за 7 лет им было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был построен при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Церковь Покрова возвышается над берегом Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма.

Из Владимира перенесёмся на Терский берег. Успенская церковь находится в Терском районе на юго-востоке Мурманской области, в самом древнем поселении на Кольском полуострове (ГДЕ?) - в селе Варзуга. Представляет собой деревянный шатровый храм, и как многие храмы Русского Севера, сооружена «без единого гвоздя». Посвящена Успению Пресвятой Богородицы.

Задание: Посмотрите на представленные схемы и назовите, какие формы имели православные храмы?

  

Дети отмечают, что храмы имели форму: восьмиугольника, корабля, креста, круга.

И действительно, православный храм, с точки зрения своего назначения, является «ковчегом» спасения для верующих людей. Форма храмов в виде корабля получила широкое распространение. Но на Руси строили храмы и в форме креста – основание спасения людей, круга – символа вечности Церкви, восьмиугольника – символизирующего Вифлеемскую звезду.

Над входом в храм, а иногда рядом с ним строилась колокольня или звонница. Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы: созывать верующих к богослужению, выражать торжество Церкви, возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей богослужений.

Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, напр., пожар. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны) и проч. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.

Теперь отправимся в путешествие по храмам Москвы и Санкт-Петербурга. Начнём со столицы нашей Родины – Москвы.

Как вы думаете, какому храму принадлежат эти разноцветные купола, возвышающиеся над Красной площадью?

В Храме Василия Блаженного в центре можно увидеть русский тип храма – шатровый  (Покрова Богородицы), а весь собор - многоглавый храм. Собор Покрова, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного расположен на Красной площади Китай-города в Москве. Его архитектурный стиль совершенно нетипичен для русских храмов, подобно тому, как жизнь Василия Блаженного не похожа на жизнь большинства святых. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич чтил и боялся Блаженного. После смерти, тело Василия было похоронено на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал строить Покровский собор, в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Вскоре стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия. Одна из сторон собора построена над могилой св. Василия Блаженного.

Задание: Посмотрите на фотографии. Как вы думаете, это изображение одного и того же храма? Если разных, то каких? В каких городах расположены эти храмы?

  1. Собор Василия Блаженного
  2. Спас на крови

В Санкт-Петербурге находится мемориальный храм, - Храм Воскресения Христова, более известный как Спас на Крови. Покровский собор послужил одним из прообразов при создании Спаса на Крови, поэтому оба сооружения имеют сходные черты. В последние десятилетия XIX в. пробуждается возрождение "шатрового" вида храмов. Как вы уже знаете, их строительство было отменено ещё Иваном Грозным. В этом виде создается несколько исторических церквей, в том числе и храм Спаса-на-крови.

Вопрос: Как уже было сказано, храм – мемориальный, а значит, создан в память о каком-либо человеке или событии, как вы думаете, о каком?

Собор Воскресения Христова на Крови, храм Спаса-на-Крови - православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен Царь-Освободитель - император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России. Храм был возведен по указу императора Александра III (сын Александра II). Строительство длилось 24 года.

Какие ещё в Петербурге есть храмы? Например, очень отличается от Спаса-на-крови Казанский храм. Архитекторы начали применять и в деле построения храмов некоторые черты античной архитектуры.

Вопрос: Какие особенности античной архитектуры вы можете назвать?

Влияние античной архитектуры особенно заметно в наружных и внутренних древнегреческих колоннах и украшениях (орнаментов) в виде листьев, цветов, фигур, людей и животных. Заметны также скульптурные изображения святых.

Задание: Сравните две фотографии. Что в них одинакового, что разного?

  1. Собор Св. Петра в Риме
  2. Казанский собор

Всестороннее воплощение стиль Возрождения нашел в знаменитом римском соборе Св. Петра. Черты стиля Возрождения усматриваются в двух главных соборах Санкт-Петербурга - Казанском и Исаакиевском.

Построен в 1811 г. по проекту А.Н.Воронихина в честь Казанской иконы Божией Матери. В соборе находится могила героя Отечественной войны 1812 г. фельдмаршала М.И.Кутузова. Одной из главных святынь русского народа является Казанская икона Божией Матери. Древний чудотворный список с нее был любимой иконой Царского дома Романовых. Первообраз этой иконы, явленный в Казани в 1579 г. и находившийся в ополчении Минина и Пожарского в 1612 г., был утрачен (похищен из Казанского монастыря) в начале XX в. и следы его теряются где-то за пределами России. Но по преданию, список, сделанный с нее еще во времена Ивана Грозного и принадлежавший Романовым, почитался не менее первообраза. До 1710 г. икона эта находилась в Москве, а затем повелением Петра I была доставлена в Петербург. После непродолжительного пребывания в небольшой часовне на Петербургской стороне, она была помещена в 1737 г. в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте, построенную незадолго до этого видным архитектором М.Г.Земцовым. По имени перенесенной в него иконы церковь стали называть Казанским собором.

К концу XVIII в. население Петербурга значительно возросло, и храм, рассчитанный на сравнительно небольшое число прихожан, стал тесен. Еще в 1781 г. Великий Князь Павел Петрович отправился путешествовать по Европе. Из европейских городов ему особенно понравился Рим, а в нем - собор святого Петра. Величие и художественная отделка храма, возведенного в XVI в. Микеланджело Буонаротти, великолепие колоннады Бернини привело его в восторг. Он выразил своим спутникам пожелание, чтобы "архиепископ московский в таковой церкви служил". К этой мысли он вернулся, став императором. Но теперь идея создания храма, подобному римскому, приобретает иные очертания. Местом его строительства должен стать Петербург.

Храм должен быть посвящен Казанской иконе Божией Матери и находиться на Невском проспекте на месте храма Рождества Богородицы. Была создана комиссия по строительству собора, возглавляемая Президентом Академии художеств графом А.С. Строгановым, на рассмотрение которого было представлено несколько проектов. В 1800 г. Павел I утвердил проект А.Н.Воронихина, бывшего крепостного графа Строганова.

Проект Воронихина действительно имел некоторое внешнее сходство с собором святого Петра в Риме, что выразилось в создание обращенной к Невскому проспекту колоннады. Однако она отнюдь не копирует колоннаду Бернини. Римская колоннада является самостоятельным сооружением и была сооружена значительно позднее самого храма. Колоннада Воронихина органически связана с самим зданием и являет вместе с ними единое целое. Два мощных крыла, широко размахнувшись, образуют огромный полукруг, к которому подступает площадь, отделяющая Казанский собор от Невского проспекта. Между крыльями расположен портик коринфского ордера, состоящий из двадцати колонн и увенчанный треугольным фронтоном. Такой же портик расположен и с южной стороны, где по плану Воронихина предполагалось также возвести колоннаду. Но из-за финансовых затруднений этот проект не был реализован.

Закладка храма состоялась 27 августа 1801 г. Спустя 10 лет строительство было завершено. 15 сентября 1811 г. последовало его торжественное освящение, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский Амвросий.

Наружные стены собора, колонны, капители и барельефы выполнены из пудожского камня - желтоватого известняка, добываемого вблизи Петербурга под городом Гатчиной.

Рассмотрим Исаакиевский собор. Своим появлением собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. 30 мая 1710 года государь приказал построить вблизи Адмиралтейства деревянную Исаакиевскую церковь. Приказ был выполнен. Церковь была построена у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.

В 1717 году там же по проекту Г. И. Маттарнови началось строительство новой каменной Исаакиевской церкви. В 1723 году Пётр I подписывает указ о том, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в этом храме. Строили Исаакиевскую церковь до 1750-х годов. Под тяжестью постройки начал оседать грунт, из-за чего храм пришлось разобрать.

В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту Антонио Ринальди. Собор стали строить на новом месте, дальше от берега, там где находится современное сооружение. С тех пор он разделяет Исаакиевкую и Сенатскую площади.

Новое здание Исаакиевского собора задумывалось достаточно ярким, облицовывалось олонецким мрамором. Однако к 1796 году, к смерти Екатерины II он был построен лишь на половину. Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь мрамор на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор достроить в кирпиче. Кроме того, пришлось уменьшить высоту колокольни, понизить главный купол, отказаться от возведения боковых куполов.

Завершение строительства третьего здания Исаакиевского собора затянулось. Антонио Ринальди уехал из России, завершал работу Винченцо Бренна. Новый Исаакиевский собор был достроен только к 1800 году.

Качество постройки оставляло желать лучшего. При одной из служб с потолка упала отсыревшая штукатурка. Когда стали разбираться в причинах этого, поняли, что здание подлежит серьёзной переделке.

В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора. В конкурсе участвовали А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, В. П. Стасов, Ж. Тома де Томон. Их проекты не были приняты императором, так как все они предлагали строить новый собор заново, не используя уже построенное сооружение.

Создание четвёртого здания Исаакиевского собора задержала Отечественная война 1812 года. В 1816 году Александр I вновь распорядился начать проектировать храм.

В качестве окончательного был выбран проект французского архитектора Огюста Монферрана. Это решение многих удивило, так как Монферран тогда не был хорошо известен. Архитектор представил императору сразу двадцать четыре проекта собора в разных стилях. Император остановил свой выбор на пятиглавом храме в классическом стиле. Кроме того, на решение императора повлияло то, что Монферран предлагал использовать часть конструкций собора Ринальди.

Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 года.

Учитывая местные особенности грунта в основание фундамента вбили 10762 сваи. Сейчас этот способ уплотнения грунта достаточно обычен, а в то время он произвёл огромное впечатление на жителей города. Тогда по городу ходил следующий анекдот. Будто когда вбивали в грунт очередную сваю, она бесследно ушла под землю. Вслед за первой начали вбивать другую, но и та скрылась в болотистой почве. Установили третью, четвёртую... Пока в Петербург в адрес строителей не прибыло письмо из Нью-Йорка: "Вы испортили нам мостовую". - "Причём здесь мы?" - ответили из Петербурга. - "Но на конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи "Громов и К" пришёл ответ из Америки.

Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. Этими работами руководили каменотёс Самсон Суханов и Архип Шихин. Сухановым был изобретён оригинальный способ добычи огромных цельных кусков камня. Рабочие просверливали в граните отверстия, вставляли в них клинья и били по ним до тех пор, пока в камне не появлялась трещина. В трещину помещали железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. Сорок человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.

Установка колонн производилась до возведения стен Исаакиевского собора. Первая колонна (северный портик) была установлена в марте 1828 года, а последняя - в августе 1830 года. На позолочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота.

Исаакиевский собор строился необычайно долго. В связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. "Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства". - "То-то он так долго строит".

Слухи эти неожиданно получили продолжение в реальной жизни. Архитектор на самом деле умирает вскоре после окончания строительства Исакиевского собора. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра II к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра II на одно из скульптурных украшений здания. Монферран оставил своеобразный портрет. В скульптурном декоре западного фронтона присутствует группа святых, поклоном головы приветствующая появление Исаакия Далматского. Среди них скульптор поместил фигуру Монферрана с моделью собора в руках, который в отличие от остальных голову держит прямо. Обратив внимание на данный факт, император не подал руки архитектору проходя мимо, не сказал слова благодарности за работу. Монферран не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.

Кроме фигуры архитектора на барельефе западного фронтона также выполнены фигуры двух вельможей, чьим лицам приданы черты лиц президента Академии художеств А. Н. Оленина и князя П. В. Волконского.

Если не принимать в расчёт слухи, то задержку в строительстве можно объяснить допущенными Монферраном ошибками в проектировании. Обнаружены они были уже во время строительства, понадобилось время на их устранение.

Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году. 30 мая этого года состоялось освящение храма.

Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище - Исаакиевском соборе. Но Александром II это желание не было исполнено. Гроб с телом архитектора лишь обнесли вокруг храма, после чего вдова увезла его в Париж.

В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Говорили, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта. Денег на собор не жалели, и родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса. Сняли их окончательно только к 1916 году. Совсем незадолго до отречения Николая II от престола.

Высота Исаакиевского собора - 101,5 метр. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров. Собор по своим размерам является четвёртым в мире. Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. При площади 4000 квадратных метра он может вместить до 12000 человек.

Исаакиевский собор бесспорно является одним из символов Санкт-Петербурга. Его высокий барабан с куполом виден ещё с Финского залива, он стал заметной частью портрета города. В настоящее время колоннада барабана Исаакиевского собора является одним из самых привлекательных мест для туристов. Здесь с высоты 43 метра можно увидеть панораму Санкт-Петербурга.

Итак, мы, познакомившись с внешним устройством храма, увидели, что в нем все подчинено архитектурной целесообразности и богословской символике.
Рассмотрим внутреннее убранство храма. Медленно поднимемся по ступеням, ведущим к дверям храма, и вой­дём в его притвор, знаменующий начальную ступень духовной жизни че­ловека. Раньше здесь находились христиане, отлучённые за тяжкие гре­хи от Святого Причастия. Они смиренно просили входящих помолиться за них с надеждой на милость Божию. Да, здесь всё поражает необычностью и внутренней значимостью. Взор устремляется вперёд, к царским вратам, распахнутым во время богослужения. В их освещенном проёме вы видите образ Спасителя, обла­чённого в белые, сверкающие одежды.

Главная часть храма - это алтарь, где на престоле находятся свя­тые реликвии. С правой стороны алтаря расположилась ризница, в кото­рой хранятся священные одежды, церковные сосуды и книги, используе­мые во время богослужения. От средней части храма алтарь отделяется иконостасом. Возвышение, на котором находятся алтарь и иконостас, значительно выступает вперёд, в среднюю часть храма. Оно называется солеей. В середине солеи находится амвон - место, откуда священник чи­тает Евангелие и произносит проповедь. По краям солеи расположены клиросы - места для чтецов и хора. Иногда в одном храме бывает несколь­ко алтарей, называемых приделами. Они освящены в память каких-либо событий или в честь определённых святых.

 

Создать бесплатный сайт с uCoz